Ейск город порт
Ейск – районный центр, город Краснодарского края. История города начинается 1 сентября 1848 года, согласно указа Его Императорского Величества Николая I.
Строительство города на Ейском полуострове изначально планировалось, как строительство города-порта, то есть градообразующим предприятием для Ейска должен был стать порт, который надлежало построить по предложению государственной комиссии у основания Ейской косы Таганрогского залива. Выбранное место было очень удобно для вывоза хлеба из степных районов Приазовья, чем объясняется быстрое обустройство порта и города.
Активная вывозка в районы России и за её территорию ячменя, пшеницы, семени льна, шерсти, кожи, и др. сельскохозяйственной продукции, так же ввоз древесины и промышленных товаров начался даже по временным портовым сооружениям погрузкой и выгрузкой вручную. А потом город продолжали бурно строить. Постепенно совершенствовались причалы и пристани, строились склады (ссыпки), совершенствовались погрузочно-разгрузочные приспособления, построили новый каботажный цех.
Став крупным и важным транспортным узлом Юга-России, сосредоточившим большие, по тем временам, объемы торговли не только внутри страны, но и за ее пределами, Ейск быстро вошел в список больших уездных городов России. В двадцать раз, по среднегодовым показателям, с начала функционирования порта, по 1870 год, увеличился экспорт пшеницы через Ейский морской порт. В тоже время, ведя активную отгрузку и разного рода перевалочные работы, порт продолжал строиться и реконструироваться, так как этого требовало время.
Значительно изменила работу порта построенная в 1911 году железная дорога, которая связала порт со всей железнодорожной сетью России. И снова требовалось совершенствование порта. И оно проводилось. Начали удлинять причальную линию, удлинять и углублять сам порт и подводной канал к нему, оснащать портовое хозяйство механизмами. Интенсивная работа порта, все повышающая его значение для развития экономики России, ставила все новые задачи по его реконструкции, перевооружению и в конечном итоге превращении его в глубоководный, способный принимать иностранные ссуда с бассейнов Черноморского и Средиземноморского морей с большим водоизмещением.
Порт строится, а вместе с ним и город, и окружающие город станицы: Старощербиновская, Староминская, Каневская, Глафировка, Шабельск, Ейское укрепление, Камышеватская, Должанская и другие станицы, хутора, помещичьи хозяйства, хозяйства зажиточных казаков Приазовья, поселки Немецких колоний (с. Воронцовка, с. Александровка).
Своим активным сельскохозяйственным трудом населяющие эти места казаки выращивали все больше зерна, плодов, овощей, наращивали поголовье скота и птицы. Но для этого и требовалось все больше плугов, борон, сеялок, косилок, молотилок и других сельскохозяйственных машин и механизмов, транспортных средств, различного бытового инвентаря и запасных частей к ним. Это должны были дать им города России и в том числе самый близкий к ним город Ейск.
Ейский морской торговый порт фото
Отвечая на запросы казаков, в Ейске строятся мастерские, открываются мелкие промышленные производства, которые привлекают все больше рабочих рук из числа переселяющихся из центральных регионов России безземельных крестьян. Население Ейска растет быстро, а вместе с ним и кустарно-ремонтное производство, способствующее обустройству их быта и быта казаков.
Но в истории порта и города были и мрачные дни. Так во время Крымской войны город и порт неоднократно подвергался обстрелу из орудий англо-французского флота, корабли которого вошли тогда в Азовское море.
Начавшаяся Первая мировая война и последующая за ней гражданская остановили торговую деятельность, работы по реконструкции и перевооружению его. У него появились новые функции. Ейск стал одним из основных городов, через порт которого производилась доставка необходимых грузов Юго-Западного фронта, в городе осуществлялся ремонт поврежденных кораблей.
В начале Гражданской войны 1918-1920 годов в порту базируется красная военная флотилия с целью борьбы с белой гвардией и австро-германскими войсками. Кроме того в то же время порт был захвачен белогвардейцами. По 1920 год порт находился в условиях военного времени.
К бурному развитию порта вернулись во времена советской власти. Для управления строительством, хозяйственными и производственными делами создается «Управление портом», назначается его капитан.
Уже в 1923 году в порту завершено строительство местной электростанции, которая позволила значительно механизировать работы по выгрузке и погрузке судов и вагонов в нем и позволила вести их в любое время суток. Многие годы она давало электричество не только порту но и городу в пик потребностей в электроэнергии. Многие портовые сооружения двадцатых-тридцатых годов прошлого века, как, например, молы дошли до настоящих дней. Они и сейчас защищают порт от разрушительных действий морской волны и ледовых нагромождений.
Мирная созидательная жизнь порта была нарушена вероломным нападением Германии на Советский Союз. Азовская военная флотилия героически защищала Ейск от гитлеровских захватчиков. В рядах защитников родного города было не мало Ейчан, бывших рыбаков. И все же с августа 1942 года по февраля 1943 года Ейск был оккупирован немцами.
В 1943 году после освобождении от оккупации порт и город становятся главной базой Азовской военной флотилии. За лето моряки «Азовцы» уничтожили и серьезно повредили более 50 судов противника. Они активно участвовали в освобождении Тамани, Крыма, придунайских государств. После освобождения города от фашистских захватчиков Ейчане приступили к восстановлению и переоборудованию на выпуск военной продукции заводы «Молот» и «Запчасть». Своим самоотверженным трудом труженики Ейска вместе со всем советским народом приближали победу в Великой Отечественной войне.
И вот она долгожданная победа. Страна с огромными усилиями приступила к залечиванию ран нанесенных войной и бурному развитию промышленности, улучшению жизни истерзанного войной народа. Вместе совсем Советским народом бывшие войны Ейчане вернулись к мирной жизни.
Восстанавливались, реконструировались, строились новые промышленные предприятия. К 1991 году их насчитывалось в Ейске более двадцати. Предприятия города выпускали различного назначения станки, ремонтировали суда, авиационные двигатели, выпускали рыбные, мясные и плодоовощные консервы, делали аттракционы, обувь, тару и другие товары народного потребления.
Вся страна в послевоенный период превращалась в одну огромную строительную площадку. Восстанавливались жилье, заводы и фабрики, строились новые дома и совершенные промышленные предприятия. Большие планы восстановления и развития народного хозяйства требовали всеобъемной мобилизации сил и средств для их осуществления. Огромная роль в осуществлении этих планов отводилась транспорту. За сотни и тысячи километров по железной дороге и водным путем перебрасывались миллионы тонн строительных материалов, угля, руды, оборудования и продовольствия. В эту гигантскую работу включились все транспортные организации страны. В их числе и порт город Ейск.
И снова время ставит перед портом большие задачи, для осуществления которых снова необходимы модернизация, увеличение производственных площадей, совершенствование организации труда. Портовики города Ейска выполняют поставленные перед ними задачи по грузопотоку и одновременно производят перевооружение, модернизацию и расширение его. Вдоль причалов прокладывались железнодорожные пути. Причалы покрывались бетонном, появлялись новые портовые краны, которые передвигались по рельсам, асфальтировались открытые и закрытые площадки, строились капитальные складские помещения, расширялись и оснащались оборудованием мастерские. Для хранения и отгрузки зерна построен портовый элеватор. В результате этих преобразований и ударного труда портовиков и работников «Комбината Хлебопродуктов» Ейский морской порт стал значимым государственным предприятием.
В настоящее время Ейский морской порт – это международный грузовой порт, состоящий из шести компаний с основными видами лицензированной деятельности. Они круглогодично выполняют весь комплекс грузовых операций (разгрузку, погрузку судов, сортировку, хранение, складирование, взвешивание, учет, отпуск автомобильного и железнодорожного транспорта). К ним относятся: ОАО «Ейский портовый элеватор», ОАО «Ейский морской порт», ЗАО «Азовская судоремонтная компания», ООО «Ейск-Порт-Виста», ООО «Дирекция-Новый морской порт», ООО «Ейск-Приазовье-Порт».
Сегодня Ейский морской порт по количеству грузооборота занимает одно из ведущих мест среди портов страны в Азово-Черноморском бассейне. Эти успехи стали возможны благодаря круглогодичной навигации, оперативной работе компаний по использованию восьми, имеющихся в порту причалов (в зависимости от предполагаемых к перевалке грузов), расширению номенклатуры грузов (добавились металлопрокат, нефтепродукты) применению современных средств погрузочно-разгрузочных работ, расширению торговых связей с портами Черноморского и Средиземноморского бассейнов.
Наряду с производственными задачами компании порта решают задачи защиты окружающей среды.